Сегодня в разных уголках мира происходят природные катаклизмы, войны, техногенные аварии, а психология безмерного потребления, кажется, пробралась во все сферы человеческой жизни. Как на все эти проблемы реагирует Церковь? Почему христиане должны бережно относиться к окружающему миру? В чем экологическое мышление созвучно христианскому? На эти и другие вопросы tvorenie.by рассуждает протоиерей Алексей Климов, клирик минского Радосте-Скорбященского прихода, эколог по образованию (выпускник биологического факультета БГУ) .
— Отец Алексей, волнуют ли техногенные катастрофы Церковь?
— Конечно волнуют. Как и любые проблемы, которые остро встают перед человеком, экологические проблемы волнуют Церковь. Другой вопрос, что Церковь не всегда может влиять на них. Ведь Церковь — это институт мягкого воздействия на человека. Церковь должна повернуть человека к Богу, а дальше каждый, открыв для себя вертикальную связь с Богом, будет относиться должно к своим обязанностям. Если же во имя благих целей Церковь начинает жестко что-то запрещать или к чему-то принуждать, то она подменяет собой другие институты. В государстве есть свои силы, и здесь не нужно Церкви в это вмешиваться. Но можно обращаться к людям с проповедью, а еще лучше – своим примером. Люди могут изменяться, видя, как ведет себя человек, который им проповедует.
— Можно ли бережное отношение к природе рассматривать как заповедь Божью?
— Заповедь Божья о сохранении Божьего мира была дана Адаму еще в Раю. Господь создал весь мир не для страдания, не для конфликтов, но для счастья. Чтобы все пребывали в блаженстве в меру своих возможностей. Господь сначала создал природный мир – растения, животных (эволюционисты пускай не думают, что мы не верим в поэтапное развитие нашей биосферы), а уже потом в готовую биосферу – в Рай — был введен человек. Бог дал человеку Землю в подарок и сказал: плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и обладайте ею. Однако человечество не устояло в невинности. Результатом греха стало искажение всей природы: животные одичали, часть растений стала вместо плодов приносить тернии, изменились отношения в мире природы, появились болезни, хищники и паразиты – это всё результат греха. Решить этот вопрос без Божьей помощи невозможно.
В Новом Завете прямой заповеди о сохранении природы нет, но она вытекает из делания добра и зла. Охрана окружающей среды — это не главная задача Церкви, но это та периферия, где мы можем проявить себя.
В Апостольских посланиях сказано, что вся тварь совокупно стенает и мучается, ожидая избавления. Опять же напоминание, что все природные бедствия – это результат греховности человека. Другое дело, что Царствие Небесное будет отличаться от жизни на земле. На земле гармонии достичь все же не удастся, нужно быть реалистами, хотя к этому надо стремиться. Но нужно понимать, что мир имеет конец. Но это не печальный фатализм. Этот несовершенный мир закончится и начнется совершенно иной мир – мир Божий. Наша задача, каждого на своем месте, трудиться на благо этого Божьего мира, стараться быть сотрудниками Бога, а не дьявола.
— Как понять, что человек должен освятить весь материальный мир и привести его к Богу?
— Это значит самому прийти к Богу. Ведь весь мир зависит от человека. Если он придет к Богу, то всё, к чему он прикасается будет посвящено Богу тем или иным образом. Другое дело, что мы не можем привести к Богу духовный мир, который находится выше нас и уже разделился – есть ангелы, которые с Богом, и демоны, отделившиеся от Бога. Мы не занимаемся устроением духовного мира.
— Есть мнение, что если язычество обожествляло природу, то христианство привело к развенчанию культа природы и к формированию потребительского отношения к ней…
— Не христианство, а искажение христианства привело к этому. Что касается язычества, то в нем как не обожествляли животных, их же использовали, например, в пищу – это противоречиво.
— Как-то Церковь участвует в сохранении окружающего мира и в решении экологических проблем?
— Церковь призывает к самоограничению, чрезмерная роскошь и безудержное потребление, обогащение, желание всё новых и новых развлечений – это всё как раз и истощает природу и все ресурсы. Церковь же говорит, что человеку для жизни можно довольствоваться меньшим. Возьмите наши посты – ограничение себя в пище – это тоже приучение себя к тому, чтобы не хапать всего, чего хочется.
Тем не менее, иногда под видом экологических проблем выступают экстремистские организации, ведь красивыми лозунгами – защита зверюшек – можно подготовить акцию, направленную на дистабилизацию той или иной страны или продвижение интересов какой-либо компании.
— В чем, на Ваш взгляд, должна выражаться личная ответственность каждого человека об окружающем мире?
— Как сказано: проснулся, умылся сам, приведи в порядок свою планету. Нужно быть рачительным хозяином на той площади, которую ты занимаешь. Ведь у каждого из нас есть свой дом, есть отходы – даже как мы будем от них избавляться – раздельно их выбрасывать или нет, уже это характеризует человека. Как мы отдыхаем на природе? Очень печально, когда ландшафт испорчен грудой мусора.
Для начала нужно начать относиться к миру бережно, а не расточительно и хищнически. С нас этого будет достаточно, т.к. в мире действуют законы нам не подвластные. Но мы и не отвечаем за тектонические процессы. Но там, где мы можем, мы действуем, а где не можем – молимся и уповаем на Господа Бога.
— Должны ли христиане открыто противостоять мероприятиям, разрушающим нашу экологию?
— Во всех отношениях мы должны проявлять благоразумие, руководствоваться разумом. Экологическое мышление учит нас учитывать множество факторов , ведь порой мы видим лишь часть проблемы, рассматривая её со своего ракурса, а вышестоящие люди видят и другие ракурсы. Надо учиться доверять друг другу. Если принято на государственном уровне какое-то решение, то должны учитываться не только мои интересы, но и интересы всей страны. Рациональное природопользование предполагает компенсацию, другое дело, что все это нарушается, тк люди грешные и им надо напоминать о законе.
— Как быть, если определенные действия властей все же меня как гражданина могут не устраивать: решение вырубить парк под окном для строительства автостоянки?
— Во-первых – молиться, чтобы Господь дал правильные мысли и действия. Во-вторых, мы должны выполнять свои обязанности. Если есть нарушения закона и этических норм, то, конечно, мы должны в эту ситуацию включаться, но в рамках благоразумия. Каждый случай нужно рассматривать. Власть над нами народная значит народ имеет право этой власти высказывать свою позицию по тем или иным вопросам. В Конституции прописано, как можно на ситуацию влиять.
— Можно ли утверждать, на Ваш взгляд, что психология потребления пробралась и в Церковь?
— Это проблема. В Церкви мы проповедуем на словах одно, а на делах поступаем противоположно. Учим людей самоограничению, а живем сами в роскоши. Это, конечно, диссонанс. Не нужно в Церкви золотые вериги носить. Если учим смирению и кротости, как тогда кто-то из церковнослужителей может относиться к своим подчиненным свысока? Надо понимать, что статус Церкви высок, и если с этой высоты мы будем грешить, то результат такого греха будет больше чем результат греха светского человека. Кому много дано, с того много спросится.
Я понимаю, что моя жизнь порой радикально отличается от того, что я проповедую как священнослужитель. И это повод работать над собой. Чего мне пикетировать строящуюся автостоянку, если я не могу решить проблемы в своей семье? Есть целый ряд ситуаций, в которых изменяя себя, мы можем косвенно изменять окружающих. Но начинать надо с себя.
— Говоря о психологии потребления, можно вспомнить и многообразие церковной утвари, которая присутствует в домах воцерковленных людей. Как Вы относитесь к большому количеству икон или святынь в доме?…
— Смысл может стать ложным, если человек становится коллекционером, это его может надмевать, если это количество святынь не изменяет его душу, то это всё может быть лишь в укорение человеку. Святыни не должны превращаться в святую бижутерию, которую нельзя выкинуть и не знаешь, где хранить. От количества освященных предметов не прибавляется святости человеку. Я в этом вопросе за уменьшение. Не надо быть святым Плюшкиным. Если предмет был освящен, его не надо выкидывать в помойку, такие вещи сжигаются, но зная об этом, лучше такие вещи не брать.
— Отец Алексей, и напоследок, как образование эколога помогает Вам в жизни?
— Даже сейчас, занимаясь другими вопросами, я замечаю, что смотрю на вещи шире, вижу явления в их взаимосвязи, стараюсь предвидеть последствия тех или иных действий – то, чему учит экология. В экологии есть понятие биосферы, которое отражает, насколько мы все взаимосвязаны. А это очень созвучно нашему христианскому учению. Экология показывает полную взаимозависимость всего в мире: все напрямую или опосредованно связано со всем. Наша планета достаточно маленькая. Чем больше мы развиваемся, чем больше развиваются технологии, тем отчетливее видно, как можно этот баланс нарушить, что мы и наблюдаем: исчерпание ресурсов, исчезновение видов по вине человека. Актуален вопрос: как нам сохранить наш дом, который находится в очень сложном состоянии? Ощущается сильное напряжение между биологическими сообществами, которые страдают от нашего влияния. Но эти же процессы сказываются и на взаимоотношениях людей. Люди ведь тоже стали чувствовать, что мы живем буквально бок о бок, мы все соседи…
— На какие мысли это тесное сожительство людей должно нас наводить, на Ваш взгляд?
— Пропалывая свой огород, не надо бросать ботву в огород соседу. Сложившаяся ситуация требует от нас предусмотрительного поведения. Важно понимать: ты что-то где-то сказал, а здесь оно отзовется. Взаимовлияние и зависимость друг от друга обращает нас к словам Господа, Который говорит, что Я корень, а вы все – ветви. Нам надо понимать, что нам надо питаться от одного духовного Источника, Который поможет нам осознать, что мы не можем враждовать. Есть буквально несколько принципов, приняв которые, человечество научилось бы лучше жить друг с другом.
— Что это за принципы?
— Принципы это христианские, но по крупицам они рассыпаны в лучших произведениях философии, истории , общественных наук. Это умение видеть в другом личность, умение поставить себя на место другого человека или сообщества. Христос говорил – не делай другим того, чего не желаешь себе.
Экология может нас научить взаимовыгодному сосуществованию (мутуализм – когда два организма живут, помогая друг другу, друг без друга они не могут): пчелы и цветы, опыляемые ими – можно сказать, что у них благодать в отношениях. Кстати в Библии и говорится: поучись у пчелы, как она трудолюбива. Она трудится с пользой и для цветка, и для человека. Нам тоже нужно быть благодарными братьям меньшим и не быть вероломными потребителями.
Анна Григорян