Посмотрите на икону Преображения Господня и спросите себя: кто изменился на иконе, Христос или его ученики? 19 августа мы празднуем Преображение Господне, когда Иисус Христос вместе с тремя учениками – Иоанном, Иаковом и Петром — взошёл на гору Фавор. Три евангелиста — Матфей, Марк и Лука — описывают это событие (Мф. 17, 1-9; Мк. 9, 2-8, Лк. 9, 28-36). Во время праздничной литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея: «И по прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мф. 17, 1-2). На иконе Преображения видно, насколько это было необычно для учеников, они не могут смотреть на то, что происходит перед ними. Они не знают, что делать, как поступить. Их учитель внезапно становится ярче солнца, Он меняется… Но было ли это на самом деле изменение Христа? Да, Христос преобразился в этот день, но святой апостол Павел говорит: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Слава, которая была явлена ученикам, не была чем-то новым для Христа. Христос, предвечный Сын Божий, на самом деле не изменился на горе Фавор. Он просто явил Себя и Свою Божественную Славу. Ученики были поражены увиденным, потому что не осознавали, что Христос — это настоящий человек и настоящий Бог! Святой Григорий Палама говорит: «.. Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего до того не имел, но показав ученикам Своим только то, что у Него уже было, отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими». (Григорий Палама. Беседа на Преображение). Святитель показывает, что на самом деле на горе преобразились ученики. Они изменились и смогли увидеть Христа не только как человека, но и как Бога. Христос всегда был Богом, всегда был во Славе, но чтобы это увидеть, нужно измениться, преобразиться по благодати Божией. Ученики Христа почти всегда находились возле Него, они ходили с Ним, кушали вместе с Ним, разговаривали с Ним часами. Они видели Его, как мы видим друг друга, но не видели, кто Он на самом деле! Точно так же как и мы с вами. Все творение – дар Божий, который, «громко заявляет о своём Творце…» («Филокалия» преп. Антоний Египетский) и о Его Славе. Но видим ли мы это? Праздник Преображения напоминает нам, что даже если мы не видим Творца в Его Творении, весь окружающий нас мир — это выражение любви Бога к нам.
Праздник Преображения Господня заставляет нас внимательнее всматриваться в другого и мир вокруг и стараться увидеть в них божественную славу, потому что в этот день в Божественной славе явился не только Христос, но и все, что его окружало. Ученикам и нам открывается величие и значительность не только человека, но и самого материального мира, его вечных, Божественных возможностей. Мы и весь материальный мир призваны так же сиять в Царстве Божием и в вечности. Поэтому уже сейчас мы должны изменить наше отношение не только к человеку, к его телу, но и ко всему, что телесно вокруг нас и ощутимо (Митр. Сурожский Антоний. Преображение Господне). Вот мы и приносим на Преображение в церковь фрукты, чтобы их освятить. Мы не только знаем, к чему призвана вся природа, но и участвуем вместе с Богом в освящении творения. Это уже начало чуда и Преображения творения! Как когда-то после грехопадения все живое осквернилось через человека, так и через человека сегодня освящается, делается новой тварью. Освящение творения должно распространяться далеко за пределы храма. Все, к чему мы прикасаемся, с чем мы работаем, может освятиться и приобщиться Царству Божию, если Царство Божие будет внутри нас. Нужно вдумчиво, благоговейно относиться ко всему этому тварному видимому миру, чтобы он через нас достиг своей славы и вошёл в радость Господню!