Начиная с сотворения мира и по сегодняшний день, животные живут рядом с человеком и играют важную роль в нашей повседневной жизни. Мы знаем, что все сотворённое Господом — совершенно, и до момента грехопадения отношение между человеком и остальным творением были идеальными. Наречение имени животным на языке Священного Писания означает полную власть наших прародителей над миром живых существ, но мы должны помнить, что природа человека до грехопадения была совершенно иной. Власть человека над миром, данная ему Богом, исключала всякую жестокость, несправедливость. Прямое общение с Господом Адама и Евы сообщало им такую меру благодати, которую мы себе и представить не можем, потому что живем в мире, который изуродован грехом. Совершив предательство по отношению к Творцу, наши прародители подвергли не только себя, но и сотворенный мир огромной опасности. Посредством греха человек вносит страдание в этот мир. Утратив в значительной степени то царское достоинство, которым сверх всякой меры наградил его Господь, человек утратил свою власть и над миром. Смерть и ущербность посредством человека вошли в этот мир.
«И сказал Господь Бог Адаму: проклята земля за тебя» (Быт.3,17)Но Творец, по своему неизреченному человеколюбию, не оставляет человека и мир. Искупление Сыном Божиим человека имеет космическое значение.
В Псалмах, писаниях пророков, В Евангелии прославляется красота сотворенного Богом мира, Слово Божие призывает человека бережно относиться к миру животных.
Права животных рассматриваются в книге Исх.(21 и 22). Как и люди, животные должны отдыхать. «Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой» (Исх23,12) и «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты» (Вт.5,14). Было бы жестоко загораживать рот молотящего вола (Вт.25,4). Надо помогать оказавшемуся в трудном положении волу, даже если он принадлежит твоему врагу: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним». (Исх.23,4).
Так Иисус Христос исцелил женщину в субботу на том основании, что в этот день любой здравомыслящий человек поможет попавшему в беду животному: «По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это» (Лк.14,5). «Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?»
Великие пророки, которым Господь открывал свою волю, говорили о временах, когда придет полнота Царства Божия, когда Господь восстановит тот мир, в котором не будет тления, вражды и смерти. Эта полнота Его присутствия отразится на всем творении. Вот что открыл Господь о Царстве Мессии пророку Исаии: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком; и теленок, и молодой лев и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись вместе с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи, на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11,6-9).
Эта удивительная картина мира, в котором Царствует Господь и отсутствует человеческий грех, несомненно, станет реальностью. Великий образ Царствия Божия, который грядет во всей полноте, научает и нас бережному отношению к тому миру, в который мы внесли страдание. Доброе отношение к нашим меньшим братьям делает нас сострадательными к творению, в котором отражается совершенство Господа. Святые являли нам яркий пример деятельного служения не только ближнему, но их любовь распространялась и на окружающий их мир. Вспомним свят. Модеста, патриарха Иерусалимского, преп. Герасима, свв. Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Их милостивые сердца согревали своим теплом не только людей, но и наших меньших братьев, поэтому даже дикие хищники узнавали в них обитателей того мира, который существовал до грехопадения. Вспомним отрывок из поучений старца Зосимы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», в котором он говорит следующее о своем отношении к миру животных: «Любите всё создание Божие, и целое и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать всё далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью. Животных любите: им Бог дал начало мысли и радость безмятежную. Не возмущайте же ее, не мучьте их, не отнимайте у них радости, не противьтесь мысли Божией. Человек, не возносись над животными: они безгрешны, а ты со своим величием гноишь землю своим появлением на ней и след свой гнойный оставляешь после себя — увы, почти всяк из нас!»
Очень верно Ап. Павел передал нам библейское понимание разрушительности человеческого греха следующими словами: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только «она», но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 19-23).
Поэтому каждый из нас, чтобы явить в себе подобие Божие, не может быть безучастным к судьбам замечательного мира Божия. Через деятельное преображение своей души, и следовательно, жизни мы становимся иными. Приближаясь к Богу и ближнему, мы меняем наше отношение к нашим «меньшим братьям», являя образ человека, устремленного к будущему, к полноте Царства Божия, в котором всех ожидает полнота жизни.
Прот. Иоанн Кадар