Беседа на день молитвы о Божьем творении, духовно–просветительский центр «Дружба», Бобруйский район. Иерей Павел Лукин.
Обратите внимание на эту фреску. На ней изображено сотворение мира. Христос и человек-Адам – две главные фигуры этой фрески. Все, что находится дальше, на фоне – не так важно, но оно тоже видно. Мы можем заметить, что на фоне фрески изображена вселеная: звёзды, солнце, луна, птицы, рыбы, млекопитающие, земноводные. Другими словами, на этой фреске представлено все богатство творения. Если внимательно посмотреть на лик Бога и человека, то мы увидим, что они очень похожи. Бог создал человека по Своему образу и подобию и даровал ему свободу. Для того чтобы эту свободу реализовывать, Господь дал человеку наш мир, нашу Землю, все творение. И когда Бог создал человека, Он сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). То есть полностью реализовывайте вашу жизнь, вашу свободу вместе с ними. Но потом произошло грехопадение. Кстати, когда шла речь о потреблении во время предшествующей беседы, вы догадались, какой основной двигатель потребления? Реклама! Современная реклама все более изящная, и человек забывает, что цель рекламы – продать, а цель человека – спасение души. Это совершенно разные цели. На самом деле, первая реклама была в раю. Помните эту рекламу? Змей-искуситель провёл настоящую рекламную акцию: узнал ситуацию, вник в жизнь человека, увидел его психологическое состояние и завладел человеческим вниманием, а после пошла наглая ложь. Он стал уверять человека: «Не умрёте, а станете как боги, смотрите, какой сочный, красивый плод». Так человек уже смотрит на плод не как на запретный, а как на сладенький, блестящий. Почему бы не съесть, тем более мне обещают, что я стану как Бог. Тот, кто хотел этот «товар» продать, его продал и пропадает из поля зрения, а вот тот, кто получил это «товар», сидит у разбитого корыта, как в сказке А.С. Пушкина. Кстати, мне кажется, эта одна из первых сказок про неумеренное потребление.
Это был пример первой рекламы, который привел к трагическим последствиям. Мы читаем в Библии, что после потопа Господь как бы повторно творит мир, но обращается к человеку другими словами: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они» (Быт. 9:2). После грехопадения происходит противостояние человека и природы. Человек уже не владычествует над творением. С этих пор мы должны всегда думать, прежде чем использовать земные богатства. Конечно, кризис экологический — прежде всего кризис внутри нас, кризис духовный. Человеческая греховность – причина в том числе и экологических проблем. Но у Церкви есть лекарство от греха – покаяние. У нас есть возможность изменить свою жизнь и вернуть все назад. Не все потеряно, пока есть возможность жить, нет еще апокалипсиса. Чтобы спасать творение, нужно предпринимать реальные, конкретные действия. В этом смысл покаяния – изменение ума, изменение нас самих для изменения окружающего нас мира.
Обращаясь к замечательной статье «Через творение к Творцу» Каллиста Уэра, я хотел бы остановиться на некоторых моментах, чтобы нам легче было осмыслить своё отношение к миру. Чтобы изменить своё мышление и отношение к миру, нам нужны, во-первых, собранность, трезвость духа, внимательность, умение присутствовать в каждый данный момент. А как мы можем быть трезвыми и осознавать, что происходит, несмотря ни на что? Что нас «выключает» из жизни? Наверное, самым расслабляющим эффектом обладает телевизор, интернет, социальные сети, телефон. Они расслабляют нас и делают вялыми. Чем меньше мы входим в эти мнимые реальности, тем легче нам будет в конкретный момент времени быть трезвыми.
Во-вторых, нам необходимо целомудрие, преодоление снисходительности потворства самому себе. Задумаемся, чего хочет обычный человек прежде всего? Есть, спать, развлечений! В Древнем Риме, помните, был принцип «Хлеба и зрелищ». А в нашей белорусской реальности — это «Евроопт и телевизор». Представьте, что это уже 2000 лет работает и человеку особо больше ничего не нужно. Поэтому не стоит быть снисходительным ко своим желаниям. После того как мы согрешили в раю, мы не можем полагаться на свои желания.
И третий, важный момент – это воздержанность, волевое самоограничение в употреблении пищи и природных ресурсов. Мы должны научиться отличать «я хочу» от «мне действительно необходимо». Может, такое огромное количество отходов образуется как раз из-за нашей невоздержанности? Жадность и скупость затемняют мир, а щедрость и отсутствие эгоизма делают мир прозрачнее.
Конечно, чтобы в современном мире сохранить нашу жизнь в гармонии, от нас требуется терпение, в некотором смысле, мученичество. Это внутреннее мученичество есть несение креста. Что такое крест? Сегодня он всегда используется как благословение. Но почему Господь избрал крест как символ победы? Сам крест — это благословение всего мира: севера, юга, запада и востока. Господь, распростёршись на кресте, благословляет весь мир. Господь возрождает мир в новом качестве. Если мы этот мир испортили, то Христос как второй Адам этот мир воссоздаёт, творит его заново. Теперь, когда крест распростёрт над миром, мы не можем жить, как раньше. Когда Христа распяли, даже природа отреагировала – было землетрясение. Мир это почувствовал. Мир теперь воспринимается не как падший, а новый. Мы, как христиане, должны стремиться поддерживать «свежесть» мира, сохранять его. Мы ведь регулярно «освежаем» этот мир через Божественную Литургию. Мы благодарим Бога за все. Мы приносим Богу все его дары обратно. Христос становится «всем во всём». Самое главное, что делает Церковь, – это совершает Евхаристию молитву о всем мире. И Евхаристия – это самое лучшее, что мы можем делать, чтобы отметить день молитвы о Божьем творении.