Суббота, Октябрь 18

В Институте теологии БГУ ввели курс «Церковь и экология»: интервью с создателем программы

В Институте теологии Белорусского государственного университета уже второй год преподается курс «Церковь и экология» для магистрантов второго курса. В интервью Анна Калинина, автор и преподаватель курса, кандидат исторических наук, доцент кафедры религиоведения, рассказывает о том, как возникла идея курса, в чем его уникальность и почему экология является делом Церкви.

— Анна, как родилась идея такого необычного курса?

— Идея пришла на стыке личного и профессионального. Первоначально я прониклась интересом к теме экологии благодаря моему мужу, Сергею Юшкевичу. Он является экспертом в области христианской экологии, работал над диссертацией о роли христианских ценностей в формировании экологического императива. Можно сказать, наша семья живет этой темой. Увлеченность супруга пробудила у меня личный интерес к экологическим аспектам христианства. 

Важно, что эта личная мотивация попала на подготовленную почву. В Институте теологии уже давно существует традиция церковно-экологической деятельности, которую с начала 2000-х активно развивал мой руководитель, заведующий кафедрой религиоведения Андрей Владиленович Данилов. Его работа на базе института заложила понимание актуальности темы в наших стенах. Поэтому когда появилась возможность, а именно, при утверждении нового образовательного стандарта для магистратуры, я предложила ввести этот курс. В итоге, идея была принята, её поддержало руководство. 

Стоит добавить, что экологическую тематику я затрагиваю и в рамках других своих предметов. Например, в рамках дисциплины «Социальная концепция Русской Православной Церкви» мы со студентами разбираем такой документ как «Основы социальной концепции РПЦ». В нем затрагивается и тема экологии, одну-две пары посвящаю ей. Теперь для меня это уже не просто семейное увлечение, а самостоятельная, крайне важная часть моей профессии.

— Насколько мне известно, курс «Церковь и экология» является первым в своем роде для Беларуси?

— Совершенно верно, его уникальность многогранна. Во-первых, это пока первый и единственный систематический курс по данной тематике в рамках высшего образования в Беларуси. Он официально введен в образовательный стандарт магистратуры Института теологии БГУ как компонент учреждения образования, т.е. предмет, который предлагает для изучения студентам институт.

Во-вторых, при подготовке у нас практически не было готовых аналогов или учебников. Лет десять назад в Санкт-Петербургской Духовной Академии был курс «Христианская экология» Елены Лукиной. Я изучила ее пособие. Автор является экологом по образованию и в своем труде больше делала акцент на экологических аспектах. Мне в нем не хватило богословского взгляда. Это единственный подобный учебник на русском языке для высшей школы, других просто нет. Поэтому программу мы создавали с супругом практически с нуля, опирались на его работу и опыт, публикации современных православных богословов и ключевые документы Церкви. По сути, курс «Церковь и экология» является нашей авторской разработкой, рожденной здесь, в Минске.

— Почему именно такой микс «Церковь и экология»? Не кажется ли это неочевидным сочетанием?

— Абсолютно нет! Экологический кризис – вызов планетарного масштаба, и Церковь не может оставаться в стороне. Ее роль не только в практических действиях, но и в создании системы ценностей, которая объясняет, зачем заботиться о творении. 

Христианство – это про любовь и ответственность. В том числе про любовь и ответственность по отношению к творению. Христос умер не только за людей, но и за все творение. В этом заключается космичность жертвы Христа. Человек призван ответственно относиться к миру.

Каким образом? Бог, когда творит мир, говорит в конце каждого дня творения: «Хорошо весьма!» То есть мир, сотворенный Богом, «хорош», «благ». Бог любит этот мир и радуется делу рук Своих, тому, что мир «хорош». И когда Он дает Адаму и Еве заповедь о «хранении и возделывании» сада Эдемского, он возлагает на человека ответственность за это мир, ответственную, деятельную любовь к миру. Человек ответственен за окружающую среду перед Богом-Творцом и настоящим Господином всего «мира видимого и невидимого». 

Церковь в целом предлагает духовную систему координат, объясняет, зачем конкретному человеку нужно заботиться о природе, опирается на базовые ценности: умеренность, нестяжание, аскезу (которая прекрасно соотносится с идеей умеренного потребления), пост. Без этого основания экологическая деятельность может скатиться в крайности.

Например, мы видим, что многие нерелигиозные люди очень активны в экологическом плане, порой даже больше верующих. Но у некоторых есть тенденция к радикализму, вплоть до ненависти к человечеству — дескать «пусть человечество умрёт, но природа восторжествует». Христианство же утверждает ценность и человека, и природы, говорит об их гармоничном взаимодействии и взаимной ответственности.

— В чем основная цель курса и что входит в его программу?

— Главная цель – дать магистрантам (а курс читается именно на второй ступени, в магистратуре) богословское и практическое осмысление экологического кризиса через призму христианского мировоззрения и церковного опыта. В Беларуси, несмотря на прогресс последних лет, экологическая тема все еще не всегда воспринимается как жизненно важная, «здесь и сейчас». Этот курс – наш вклад в формирование такого осознания на уровне теологического образования.

Мы начинаем с основ: что такое экология, какие глобальные экологические проблемы существуют. Затем переходим к ключевому вопросу: виновато ли христианство в экологическом кризисе? Разбираем знаменитую статью Линн Уайт-мл. «Исторические корни нашего экологического кризиса». Дальше знакомимся с большим блоком по богословию: как протестантизм, католицизм и православие осмысливают отношения человека и творения. Отдельно рассматриваем темы отношения к животным, критики общества потребления. Затем переходим к практике Церкви как институции, детально изучаем документы: Основы социальной концепции РПЦ (2000), Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии (2013 г.), Методические рекомендации об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности (2015 г.). Завершаем курс обзором международных и, что особенно важно, церковно-экологических инициатив в Беларуси.

— Как отреагировали студенты на новый курс? Есть ли планы по его развитию?

Курс новый, я провела его пока только для одной небольшой группы магистрантов. Говорить о массовой экологизации студентов пока рано, но интерес определенно есть. Темы вызывают дискуссии, размышления. Я вижу, что в целом осведомленность студентов-теологов об экопроблемах растет. 

Планы развития? Хочется усовершенствовать программу, добавить больше визуального материала, может быть, чтение источников в оригинале на английском. Мечтаю добавить выездные занятия. Например, на экологическую тропу или другие природные, церковные объекты, на которых реализуются экологические практики, чтобы соединить теорию с жизнью. В идеале хотелось бы вовлекать студентов в реальные экологические проекты, но это зависит от их желания и инициативы. 

— Анна, почему вы считаете, тему экологии актуальной? 

Внутри меня живет чувство, что забота о творении – это абсолютно стоящая и необходимая вещь. Мне видится это делом будущего. Для многих людей тема экологии является абстрактной, не заслуживающей внимания, далекой от сиюминутных забот: «Подумаешь, вырубили лес в Амазонии», «кому-то не хватает воды на Земле» – ведь меня «здесь и сейчас это как бы не касается». Люди часто не осознают  жизненную важность заботы о природе, откладывают тревогу на потом. Но это «потом» может наступить очень скоро. И тогда мы рискуем столкнуться с не просто неудобствами, а прямой угрозой нашему существованию. Поэтому об этом стоит говорить, просвещать, напоминать снова и снова. Пока экологическая ответственность не перестанет быть фоном, а станет осознанной частью нашей повседневной жизни.

Материал подготовила Яна Теплова.

Контакты:
Юшкевич Сергей
e-mail: ecotvorenie@gmail.com
тел: +375292527145

Выставка Человек и творение