Вы, наверное, помните, как мы путешествовали по Гродненской епархии в поисках «подходящих» храмов, на которых можно установить домик для редкой в Беларуси совы — сипухи. Как это было и зачем мы этим занимались читайте здесь.
В этот раз репортаж будет о том как проходила установка домика для совы в знаменитой Маломожейковской церкви д. Мурованка.
Квартира с обстановкой
Мы приехали в Мурованку на Светлой неделе с не менее светлыми планами: установить у окна под крышей гнездовье для сипухи. В машине у Сергея Юшкевича – девять таких домиков, а Мурованка – первый из намеченных пунктов.
Отец Кирилл Кубрак, настоятель церкви, встречает нас и ведет на чердак. Мы несем с собой разборный домик – винтовая лестница наверх довольно узкая. Пол огромного чердака перекрыт балками. Те, кто могут по ним идти, идут к заднему фасаду храма, несут стенки домика и инструменты.
Теперь можно собирать гнездовье. Для этого орнитолог Денис Китель соединяет заранее подготовленные части с помощью шуруповерта.
— О, двухкомнатная квартира! – смеемся мы, глядя на вместительный ящик с двумя отделениями, разделенными стенкой с «дверью».
— Скорее, комната с прихожей, — объясняет Денис. – Сипухе нужно укромное место, а эта перегородка создает дополнительную тень. В физике есть понятие «поворот света за угол». Как, например, мы видим свет, проникающий через открытую дверь, если стоим напротив нее. Но стоит зайти за угол, и мы спрячемся в затемнении.
Никто не любит, когда на него льет дождь и снег. А в этом домике сипуха будет защищена от любых неприятных погодных явлений. В новое жилье надо насыпать разной трухи, чтобы у совы сразу была квартира «с обстановкой».
Денис поднимается по стропилам под самую крышу, а мы перевязываем домик веревкой («почти морским, но все же белорусским узлом», как сказал отец Кирилл) и подаем его Денису. Теперь можно закреплять домик у одно из окошек на самом верху.
— Это ж работа мечты – полазать так, — мечтательно говорит священник.
Ликбез за чаем
После того, как Денис закрепил домик, мы спускаемся вниз. Разговаривать под завывание ветра, стоя на балках – занятие на любителя. А внизу, греясь горячим чаем, можно и поболтать.
— Ну, хорошо, — говорит отец Кирилл, — даже если сова найдет наш храм, как она увидит вход в домик? У нас же много башен, и ей придется исследовать каждую щелочку.
— Это не проблема, — говорит Денис. – Вот вы приехали жить в Мурованку. Вы же выяснили, где здесь вокзал, где поликлиника, где магазин – постепенно изучили все, что вам нужно. Так и сова постепенно обследует все здание и отметит для себя место, куда можно вернуться.
Всех нас интересует, смогла бы сипуха поселиться на чердаке без домика, созданного человеческими руками, или нет.
— Да, она может найти старое голубиное гнездо или другое укромное место, если оно защищено и выстлано, — говорит Денис. — Но к такому жилищу может, например, подобраться куница, а в искусственное гнездовье, я уверен, куница не залезет.
— И выглядит это достаточно эффектно, — шутит Сергей.
Денис подчеркивает: он не хочет, чтобы их действия закончились сегодня. Конечно, он не может гарантировать, что сова стопроцентно поселится в этой церкви. Но, не попробовав, этого не узнаешь. Кстати, как узнать, что домик дождался свою сипуху?
— Сова каждый день производит погадки: отрыгивать непереваренные части мышей – когти и шерсть. Так что следы она точно оставит. Если в домике появятся птенцы, погадок будет очень много. Могут также остаться скорлупки и перья.
А вот подросшие птенцы точно не поселятся рядом с родителями. И дело здесь в первую очередь в конкуренции за еду. Взрослая сова в день съедает по паре полевок. Каждому подросшему птенцу самец-добытчик должен принести еще по мышке. Охотиться нужно много. Кроме сипух в окрестных полях может кормиться еще множество хищников – ушастая сова, болотный лунь, канюк. Поэтому в какой-то момент родителям-сипухам придется отправить своих детей на вольные хлеба.
Делать не только для себя
Сергей привез стенд с информацией: «В этом храме может жить сипуха». Планировал поставить его за храмом, но отец Кирилл сказал: будем размещать возле ворот, на самом видном месте. На стенде есть QR-код, по которому можно посмотреть целый фильм о сипухе. Это здорово: даже если сова не выберет этот храм, о ней смогут узнать люди.
А заодно узнают, что этот вид находится в Красной книге в том числе и из-за нас самих. Ведь сипуха, как и другие виды, исчезает не сама по себе или потому что ей не дают жить другие хищники. Пестициды на полях уничтожают грызунов. Перепаханная земля для полевок – то же самое, что руины после землетрясения. Монокультуры, которыми любят засеивать поля, не всегда съедобны для них. Исчезают полевки – исчезает и сова.
— Все, что делает человек, он делает для себя, — говорит Сергей. – И об этом нужно честно говорить. Мой проект «Человек и творение» больше занимается вопросами экологического образования и воспитания. Но эти совиные домики – что-то очень наглядное и ощутимое. Это простой пример того, что и мы что-то можем сделать для природы, а не заканчивать всё на уровне разговоров. Так что будем делать зависящее от нас.
Как можно узнать, нашла ли сипуха свой домик? Надо приехать в Мурованку весной, мартовским или апрельским вечером, не шуметь и прислушаться. Услышите в сумерках шипяще-кричащее «кхыыыыыыыыиияя» – это она.
На данный момент, кроме Мурованки, домики установили в храмах агрогородков Гудевичи, Гнезно, Шиловичи, Индура, Репля на Гродненщине. Проект продолжается, ещё несколько домиков будут установлены позже в посёлке Россь и агрогородке Верейки, а также на некоторых храмах Брестской области.
Текст: Светлана Павлюкевич.
Фото: Екатерина Гордеева.