В этом материале мы расскажем о том, как ездили по приходам западной Гродненщины, общались со священниками и смотрели, звонницы и крыши каких храмов подходят для установки домиков для редкого в Беларуси вида совы – сипухи.
Мы приехали в церковь Рождества Богородицы агрогородка Гудевичи. Священник Николай Сень сперва отнесся к нам с осторожностью: «Какие еще домики для сов? Там скорее голуби поселятся». Орнитолог Денис Китель попросил разрешения обследовать звонницу церкви, а Сергей Юшкевич, который работает в «Центре экологических решений», стал объяснять отцу Николаю, что его храм – место для сипухи просто идеальное: как раз в Гудевичах была зафиксирована единственная на сегодняшний день в Беларуси пара этого вида.
Мы разговорились со священником. Оказалось, что отец Николай и сам, без всяких лекций и информационных листков, экологические проблемы понимает: долго боролся, но запретил пластиковые венки на похоронах, воду на Крещение разливает только в стеклянную посуду, а в храме у него уютные живые растения в горшках.
Тут со звонницы вернулся Денис, объявил, что воздухоход открыт и возле одного из окон вполне можно установить домик для сипухи.
— Ну, то выписывайте ей ордер, — засмеялся отец Николай.
Куда мы ездили?
Сергей Юшкевич работает на единственном в Беларуси сайте, который экологические проблемы рассматривает в свете христианства — «Человек в ответственности за творение». Вместе с орнитологом Денисом Кителем, который уже много лет занимается нашими белорусскими птицами, они решили помочь сипухам. Гудевичи — одно из дюжины мест, которые мы посмотрели в ходе поездки. До этого мы заручились благословением Владыки Артемия и составили маршрут поездки. Так как известная пара сипух живет в Гудевичах, остальные церкви и костелы мы выбирали в радиусе 20 километров. Итого за два дня мы проделали такой путь: Россь – Волпа – Гудевичи – Репля – Верейки – Шиловичи – Мстибово – Индура – Обухово – Мильковщина – Мурованка — Гнезно.
Чтобы в храме можно было устроить домик для совы, он должен соответствовать нескольким критериям:
- стоять на возвышенности или же просто быть достаточно высоким и хорошо заметным;
- рядом должны быть поля, чтобы сова могла охотиться;
- в звонницу или окно на крыше должен быть свободный доступ либо возможность вырезать кусочек жалюзи на колокольне для доступа совы к домику.
И самое главное: настоятелю храма должна нравиться эта идея. Тогда дело пойдет.
Реакция священников была разной. Кто-то сказал, что лучше заведет ежика – он больше мышей съест. Кто-то – что храм и прилегающая территория – не место для экологических мероприятий. А кто-то наоборот проникся этой акцией, с интересом расспрашивал и обещал помочь. В Шиловичах нас приняли как настоящих странников – по-библейски, накормили обедом и расспросили про экологические инициативы. Ксендз Валерий попросил подробно рассказать о проекте, чтобы разобрать его в своей воскресной школе.
Сергей признается: он не думал, что почти все священники откликнутся и более того – что почти все намеченные храмы подойдут. Конечно, не везде можно установить гнездовье. Например, в Обухово настоятель отец Игорь не был против, но окна, которые ведут на чердак, новые и не открываются. Но десять из двенадцати намеченных храмов вполне подойдут.
В храмах, где установят домики для совы, будет стоять такой стенд:
«Я живой. Но они еще более живые»
Сергей ехал на приходы не только ради домиков для совы, но и чтобы пообщаться со священниками. Он приятно удивился, что в церкви в п.Россь висит плакат о пластиковых цветах, что многие священники поднимают вопросы о сокращении пластика на приходе и в церковной лавке. «Но в то же время чувствуется недостаток информирования по работе с одноразовым пластиком», — признается он. Например, о.Иоанн из Волпы говорит, что пластиковый мусор у них просто принято сжигать. А ведь это приводит к вредным выборам в воздух и в землю.
И с этим надо работать, говорит Сергей. И добавляет: «Не забудь рассказать, как интересно сосуществуют эти старые сельские храмы на границе с природой».
Рассказываю. В Волпе Иоанн Гришкевич не убирает с крыши храма ласточкины гнезда – жалеет. Ксендз Павел из Индуры говорит, что уже двадцать лет в гнездо возле костела на Благовещение прилетают аисты. В органе костела в Мстибово живут скворцы. Ксендз Валерий из Вереек за двадцать лет служения устроил на территории вокруг храма настоящий ботанический сад с редкими видами деревьев. В Шиловичах разрушили водонапорную башню, где долгое время жили аисты, а на территории костела сделали для них гнездо.
Конечно, при таком тесном соседстве храма и природы возникают проблемы. Наверное, самая распространенная – это голуби. С одной стороны, можно поставить сетку на звонницу, но тогда туда никак не проникнет сова. Во многих храмах живут летучие мыши. Кто-то из священников посмеется: «Ну и хорошо, комаров меньше будет», а кто-то не слишком рад такому соседству.
Помните, как было у Брэдбери? «Кто скажет, где кончается город и начинается лесная глушь? Кто скажет, город врастает в нее или она переходит в город? Издавна и навеки существует некая неуловимая грань, где борются две силы и одна на время побеждает и завладевает просекой, лощиной, лужайкой, деревом, кустом». То же можно сказать и о деревенских храмах, которые веками сосуществуют бок о бок с природой.
Если мудрый священник находит золотую середину, не борется с природой и не уничтожает ее, помня слова героя Брэдбери «Я живой. Но они еще более живые», то он открывает новую грань в заботе Церкви о мире, делает эту заботу милосерднее и полнее — когда все и всё собраны у нее под крылом.
Часто задаваемые вопросы
Все, кому я рассказывала о нашей поездке, задавали почти одни и те же вопросы. Вот самые распространенные.
1) Почему именно храмы?
Есть две причины. Романтическая звучит так: сипухи раньше жили в горах и в дуплах деревьев. Сейчас в городе деревья вырубают, и совы селятся в костелах и церквях — возможно, они напоминают им горы.
А что касается практики, дело все в том, что сипуха давно живет в башнях костелов Польши. У них домики для сов – нормальная практика. Сова запоминает место, где родилась, и при гнездовании будет искать похожее. У этого явления даже есть научный термин – имплитинг.
2) Не мешает ли сове звон колоколов?
Этот вид сов не боится ни шума, ни людей. Главное, чтобы в период гнездования никто не лез в ее домик.
3) Почему сов только две, а домиков нужно много?
Во-первых, это зарегистрированных сов две, а так их может быть и больше. Денис говорит: «До Польши – рукой подать. Каждый год мы наблюдаем, как оттуда прилетает молодняк. Но у нас ему пока просто не за что зацепиться. Я уверен, что сипухи запросто могли бы обследовать наши храмы, просто они не во все могут попасть и не везде остаться».
4) Не кощунство ли это – селить сов в Божьем храме?
Денис смеется: «Кощунство – это исторические церкви сайдингом облицовывать». А если серьезно, то это дело ведь – прямая забота о Божьем творении.
Сова никак не осквернит храм, она не залетит в само помещение, в алтарь. Ее домик устанавливается у окна специальным образом, чтобы сипуха могла попасть в него с улицы, но не могла летать по звоннице, а тем более по храму.
Автор текста и фото: Светлана Павлюкевич