Рассказ о сотворении предлагает нам панорамный взгляд на мир. Священное Писание гласит, что «в начале» Бог поручил человечество сотрудничать в заботе о природной среде и для его защиты. В начале, как читаем в Книге Бытия (2,5), «всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли».

Земля поручена нам как выдающийся дар и наследие, за которую мы все разделяем ответственность, пока «в конце» все вещи на небе и на земле не будут заново объединены во Христе (ср. Еф 1,10). Человеческие достоинство и процветание глубоко связаны с ответственностью о всем творении.

Однако, “в это время”, история мира представляет совершенно другое положение. Она показывает нам картину морального упадка, где наше поведение и отношение затеняют призвание быть Божьими сотрудниками. Наша склонность разбивать нежные и уравновешенные экосистемы мира, ненасытное желание манипулировать и контролировать ограниченные ресурсы планеты, жадность в выкачивании из рынка неограниченных доходов удалили нас от первоначального замысла творения. Мы перестали уважать природу как общий дар, зато воспринимаем ее как частную собственность. Мы не строим взаимоотношений с природой с целью ее поддержать, а, скорее, господствуем над ней, чтобы поддерживать собственные структуры.

Последствия этого альтернативного видения мира являются трагическими и продолжительными. Человеческое и природное положение портятся вместе, и этот упадок планеты бременем висит над уязвимыми людьми. Влияние климатических изменений отражается в первую очередь на тех, кто ведет бедную жизнь в каждом уголке земного шара. Наш долг ответственно использовать блага земли включает признание и уважение к каждой человеческой личности и всем живым существам. Неотложные призвании и вызов заботиться о творениях является приглашением для всего человечества действовать в интересах устойчивого и целостного развития.

Поэтому, соединяясь в той же озабоченности о состоянии Божьего творения и признавая, что земля является общим благом, горячо приглашаем всех людей доброй воли посвятить 1 сентябрь времени молитвы за окружающую среду. По этому поводу стараемся поблагодарить доброжелательного Создателя за прекрасный дар сотворения и обязанность охранять его и сохранить для будущих поколений. Наконец, мы знаем, что работаем напрасно, если Бог не рядом с нами (ср Пс. 126/127), когда молитва не находиться в центре наших размышлений и служб. В действительности, целью нашей молитвы является жажда изменить способ взгляда на мир с целью изменить способ построения отношений с ним. Конечной целью, которую ставим перед собой, является желание быть смелыми в том, чтобы внедрять больше простоты и солидарности в собственный стиль жизни.

Обращаемся с немедленным призывом к тем, кто занимает влиятельные позиции в социальной, экономической, политической и культурной сферах, чтобы они ответственно прислушивались к воплям земли и с должным вниманием отнеслись к потребностям маргинализированных, но, прежде всего, чтобы ответили на просьбы многих людей и поддержали глобальное согласие с целью оздоровления израненного творения. Мы убеждены, что нынешнее и постоянное решение экологического кризиса и климатических изменений невозможно без согласованного и коллективного ответа, без разделенной и способной осознать содеянное ответственности, без придания приоритета солидарности и служения.

Дан в Ватикане и в Фанаре 1 сентября 2017 года

Папа Франциск и Всемирный Патриарх Варфоломей

krynica.info