Зачем молиться о творении

Социальный и экологический кризисы в определенной степени связаны с человеческим грехом. Природные катастрофы, в большинстве случаев, обусловлены тем, что человеком нарушается установленный порядок окружающей среды. Это происходит из-за распространения мировоззрения, ведущего к саморазрушению мира и человека. Наряду с потребительством, неумеренностью, равнодушием, основной чертой этого мировоззрения является недостаток веры и любви. Состояние мира, гармония на земле и в её обитателях взаимно обогащаются и укрепляются благодатью Божьей через нашу веру и готовность делиться своей любовью со всем творением Божиим. От начала мира Бог окружает «венец» Своего творения божественной любовью, но постоянно напоминает, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). В самом деле, хорошо не только получать любовь, но и делиться ею с ближним и со всем творением, защищая, охраняя и сохраняя мудро устроенный мир Божий. Это принцип здоровых отношений человека как к другому человеку, так и к природному миру. Поэтому для христиан предсказание Спасителя о том, что «любовь охладеет» (Мф. 24:12), вызывает больше опасений, чем предсказания ученых о природных катаклизмах, социальных переворотах, войнах и эпидемиях. Если мы потеряем любовь, даже самые близкие станут чужими друг другу, Богу и природе, которую он сотворил. Одной из причин природных бедствий является не просто недостаток знаний о том, что вредить природе нельзя, но и недостаток любви.

Для каждого христианина любовь неразрывно взаимосвязана с молитвой. Если нам надлежит любить людей и все творение Божие, то это означает, что мы должны и молиться за них. А когда мы молимся, любовь должна преисполнять нас, потому что как говорит старец Амфилохий, «молитва без любви — это все равно, что добрая и прекрасная птица, которая не имеет крыльев и не может летать». Каждый человек, который истинно молится Богу, включает в свою жизнь не только любого человека, но и любую вещь. Для него нет никого и ничего чужого. Подтверждением этому служат также известные слова преподобного Исаака Сирина: «Что есть сердце милующее?.. Возгорение сердца у человека о всем творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, которая возбуждается в его сердце до уподобления в сем Богу». «Печаль, претерпеваемая тварью», – это прямое следствие грехопадения. Грех Адама является космическим по своим последствиям, ибо он разрушил первозданную гармонию между человеком и прочим творением. Поэтому Воплощение и Спасение имеет космический характер. Воплощение сродняет Христа со всем космосом, со всем, что создано. И Христос, будучи человеком в полном, совершенном смысле этого слова, сродни Своей телесностью всей твари: самый маленький атом или самая великая галактика в Нем узнает себя самое во славе. И спасается весь человек: освящение и обожение происходит как с душой, так и с телом. Мы верим не только  в бессмертие души, но также чаем воскресения тела, через которое мы связаны с окружающим материальным миром. Поэтому наше освящение подразумевает и освящение окружающей среды. Мы спасаемся не от мира, а вместе с миром. Наше человеческое спасение ведет к искуплению всей твари, которая через нас «освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8:21). Таким образом, молитва о всем мире, включая и природный мир, основывается на холистическом, или вселенском, понимании спасения и искупления этого мира через человека и не несет в себе сентиментального или утопического характера.

Наша молитва о Божьем творении, как и любая молитва, может быть просительной, благодарственной или хвалебной. В просительной молитве мы выражаем пред Богом наши нужды – как телесные, так и духовные. Таких молитв, относящихся к творению, достаточно много в требнике: молитвы на благословение стада, на благословение пчел, молитвы на нивах, молитва на освящение семян и пр. В благодарственной молитве мы подтверждаем, что Бог — источник всякого истинного блага. Примером такой молитвы, конечно, служит сама Литургия, Евхаристия как благодарение, в том числе и за дарованный нам окружающий мир. Кроме того, замечательные благодарственные молитвы за творение можно найти в акафисте «Слава Богу за все». Наконец, созерцая совершенства Бога Творца, мы не можем не возносить хвалебные молитвы о творении. Так, 103-й псалом является образцом восхваления Бога как премудрого Творца и всемогущего Промыслителя.

В заключение отметим, что каждый христианин призван быть священником творения и призван все, что есть в мироздании, сделать частью Божия Царства. Молитва поэтому не должна заключаться только в словах, но и в делах. Тогда молитва станет сослужением Богу, живой любовью и делом милосердия. Тогда мы, подобно второму Адаму — Христу, преобразим и приведем через себя все творение Божие в Царство вечной славы, когда Бог будет все и во всем.