10646760_10204808343073610_4273842580756023900_nВ 1989 г. Вселенский Патриарх Димитрий издал специальное окружное послание, в котором призвал каждого христианина явить «евхаристический и аскетический дух» и предложил считать 1 сентября (14 сентября соответственно в Церквях, живущих по юлианскому календарю) Днем защиты окружающей среды.

По традиции в этот день — начало церковного года в Православной Церкви — Патриарх Константинопольский Варфоломей I обратился с посланием к пастве.

Патриаршее послание ко дню Церковного Новолетия

Неофициальный перевод

 

№ Протокола 907

 

† ВАРФОЛОМЕЙ

МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ

АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ – НОВОГО РИМА И ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ

ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ЦЕРКВИ: БЛАГОДАТЬ И МИР СОЗДАТЕЛЯ ВСЕЙ ТВАРИ ГОСПОДА И БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

 

Возлюбленные чада о Господе!

 

Матерь всех православных христиан, Церковь предвечного Господа и Богочеловека Иисуса Христа, сострадает творению всеми своими действиями, и особенно в таинстве Евхаристии, предлагая освящённые дары их Творцу, принимая тем самым участие в тайне спасения мира. Церковь совершает свое служение с безграничной и неизбирательной любовью по отношению ко всем своим чадам, подобно нашему Небесному Отцу.

В своей молитвенной памяти Церковь никогда не забывает о своих детях, сохраняя живой интерес и беспокойство ко всему, что влияет на их жизнь. Поэтому Церковь не может молчать, когда происходит постоянное разрушение окружающей среды, являющееся результатом человеческой жадности и стремления к тщетной прибыли, что, в свою очередь, есть, в сущности, отчуждение от Бога. Все это приводит к ситуации неустойчивости в природе и упразднению положения человека, как «венца творения». Другими словами, выживание человека находится под угрозой.

На протяжении многих лет Вселенский Патриархат не остаётся равнодушным к событиям современного мира, и чувствует ответственность за судьбу тварного мира. Поэтому, начало церковного года — 1 сентября – было объявлено днем молитвы о сохранении унаследованного нами Божьего творения — нашей окружающей среды. В этот день наше сердце и душа наполняются смирением, и мы просим Слово Божье взглянуть на Свое творение с милостью  и простить наши грехи и нашу алчность, «отверзая Свою руку и насыщая все творение благом»(Пс. 103:28), положить конец тем разрушительным действиям, которые совершаются в нашем мире.

Несомненно, что в последние десятилетия мы достигли значительных успехов в сфере охраны окружающей среды. Экологические проблемы постоянно привлекали внимание широких слоев общества, принимались  предупредительные и ограничительные меры, создавались программы устойчивого развития, входили в обиход возобновляемые источники энергии, и много другой эффективной и важной работы было сделано. Совместно с международными экологическими организациями Православная Церковь внесла свой вклад в этот прогресс. Однако всего этого ещё недостаточно.

В очередной раз, празднуя Церковное Новолетие, мы обращаемся ко всей полноте Православной Церкви и ко всему миру и призываем всех продолжать проявлять бдительность, сознательность и собраться с силами, для того чтобы вернуться к положению, которое отражает, если не совершенное состояние Адама и Евы в раю — состояние благодарения, то хотя бы состояние присутствия Божественной благодати и милости в человеке.

Неограниченное и ненасытное использование природных ресурсов является одной из основных причин разрушения окружающей среды. Согласно православному богословию, такое состояние вещей стало результатом грехопадения человека, или другими совами, непослушания и противления Божией воле.

Но Церковь предлагает решение экологического кризиса, призывая каждого к восстановлению божественного образа в человеке в своей прежней и первозданной красоте. Исправление падшей человеческой природы через прикосновение Духа Святого и участие в его дарах возвращает нас к гармонии в отношениях с творением, которое было создано Богом, чтобы мы наслаждались и обладали им и могли вознести это творение к его Творцу.

Православная Церковь призывает нас «возделывать все творение во Христе и Животворящем Духе» подобно Симеону Столпнику, память которого мы сегодня чтим, чтобы мы могли вознестись от нашего естественного состояния к сверхъестественному, через творение прийти к Творцу. Дух Божий ведет человека к обожению одновременно соединяет его с окружающим миром, чтобы мы могли воспринять этот мир как часть самих себя и относиться к нему как к чему-то священному, не злоупотребляя им и не беря от него сверх меры.

Воспитание доброго отношения ко всему живому невозможно при корыстном злоупотреблении дарами творения. Только взаимное уважение человека и творения, всего, что несет в себе и даёт жизнь, всего того, что было сотворено словом Божиим как «хорошо весьма», всех элементов творения, видимых и невидимых, сможет взрастить в нас любовь к окружающему миру. Только тогда мы сможем пить воду от Камня воды живой и, глядя на сотворённое солнце, ощутим в себе сияние Солнце Правды, увидим вместо вещественного столпа св. Симеона столп света истины. Созерцая дождевые облака, мы скроемся в облаке Духа Святого, чтобы пребывать там, куда первым вознёсся Христос и вписал наши имена в книгу жизни вместе с перворождёнными в Церкви Небесной.

Если мы глубоко убеждены, что участие каждого живого существа и растения в космической литургии жизни требует уважения, то мы можем решить проблемы охраны окружающей среды с помощью Божией, а не принуждая человека помимо его воли и согласия. Мы ответственны за сохранение жизни и призваны продолжать духовную борьбу, сопровождая её молитвой и проповедью, предостерегая людей о неизбежности опасностей, возникающих из-за нашего отдаления от природы. Постоянная сосредоточенность человека на мирском и преходящем приводит к экологическим проблемам, потому что чем больше мы обращаем свой взор к земному и мирскому, тем больше отстраняемся от, небесного и божественного.

Церковь Христова неустанно берет на себя обязательную и спасительную ответственность за сохранность окружающей среды, за продолжение духовной и материальной жизни на нашей планете. Поэтому в следующем году в июне мы будем проводить Саммит по вопросам охраны окружающей среды. Темой встречи станет «Богословие, Экология и Слово: дискурс об окружающей среде, литературе и искусстве». Обращаясь к мировому наследию литературы и искусства, конференция позволит «привлечь мировую общественность к важности этического и духовного измерения экологического кризиса, дабы все могло быть возвращено к своей «изначальной красоте» — естественной, всеобщей и священной цели, с которой все было сотворено Божественным Словом.

Всегда помня о суде Божием, мы предостерегаем всех о возможных опасностях, которые мы можем миновать по милости Божией. Мы призываем всех трудиться в деле сохранения окружающего мира и возвращения его к Источнику Жизни, через заступничество Пресвятой Богородицы, св. Симеона Столпника и всех святых. Аминь

 

Сентябрь, 1, 2014