С 27 июня по 8 июля на платформе образовательного центра Белорусского зеленого креста (д. Крюковщина, Смолевичский район Минской области) прошел детский летний лагерь с экологической составляющей. В лагере принимали участие дети и их родители из разных уголков Беларуси, из разных православных приходов. 

Идея включить элемент экологического воспитания в программу лагеря появилась у организаторов неспроста. В прошлом году в воскресной школе Собора Святых Апостолов Петра и Павла в г. Минке для молодых родителей и их детей проходили регулярные образовательные лекции, посвященные актуальным проблемам экологии. Лекции проводили специалисты Центра экологических решений. После занятий для многих родителей тема экологических привычек и экологического воспитания приобрела значимость. Поэтому родители из воскресной школы Свято-Петропавловского прихода, которые помогали проводить детский лагерь в Зеленом кресте, предложили включить в ежедневную программу лагеря специальные экологические занятия для детей в возрасте от 5 до 10 лет.

Специалисты Центра экологических решений, а в частности направления «Церковь и охрана окружающей среды», разработали учебную программу на 7 дней. Условно программу можно назвать «Познавая Божье творение». Программа включает в себя занятия в игровой и интерактивной форме, которые позволяют ребенку увидеть и прикоснуться руками к природе, сотворенной для человека Богом, и воспринимать её как чудо и как дар, а не просто как ресурс, источник энергии, материалов, пищи и т.д.

На первом занятии дети вспоминали, что и в какой день Бог сотворил согласно библейской истории. Надо заметить, что не все взрослые помнят последовательность дней творения, поэтому занятие было полезно и родителям. Почему важно было начать цикл этих занятий с библейского рассказа? Мы приходим в этот мир и дышим воздухом, пьем воду, кушаем плоды земли. Нас окружает свет, солнце, луна, звезды и т.д. И мы настолько к этому привыкаем, что просто не замечаем всего этого богатства, этого дара. Поэтому целью первого занятия было вспомнить о том, что все, сотворенное когда-то Богом, ценно само по себе и ценно для нас и без этого мы не сможем жить на земле.

На втором занятии дети знакомились с миром животных и зверей, но не в обычной форме. Почти все дети к 5-6 годам знают животных, и им была дана возможность написать с помощью воспитателя выбранным ими животным письмо. Так в лагере на второй день появилась «Звериная почта», и каждый день дети получали ответные письма от разных животных из разных частей света. Например, такие: «Привет, друзья, я индюк Ганнибал. Пишу вам со своей родины – Северной Америки — и хочу немного рассказать вам о моей жизни. Имя Ганнибал мне дали за мой отважный характер…». Так дети в необычной форме знакомились с миром животных и зверей и каждый день ходили на «почту» с воспитателем и читали письма. А воспитатели даже успели сделать брошюру «Звериная почта» — увлекательное чтение.

Третье занятие было посвящено тому, как к нам на стол попадает еда. Дети самостоятельно высаживали семена разных растений: кабачков, огурцов, овса и разных цветов. Дети сами набирали землю в емкости для рассады, сами проверяли, чтобы в земле не было сорняков, твердых кусочков земли, и под руководством воспитателя высаживали в землю семена, а затем правильно поливали. Казалось бы, простое занятие, но дети быстро уставали, потому что не привыкли к такой работе. Они прочувствовали, что значит заботиться и возделывать землю, сад, о чем Бог говорит в первых главах Бытия. Уже через несколько дней можно было увидеть маленькое чудо — появление первых зеленых ростков.

 

В четвертый день дети внимательнее «присмотрелись» к растительности вокруг них, а в частности, к деревьям. Каждый день они проходят мимо, играются и скрываются от солнца под кроной деревьев. Но каких? Занятие четвертого дня ставило целью узнать, какие деревья нас окружают. Занятие проводилось в форме мини-расследования: нужно было составить «портрет» нескольких деревьев и использовать для этого «улики» — листья того или иного дерева, соцветия, маленькие фрагменты коры. А после дети с помощью таких «досье» находили деревья на улице, сравнивая листву и соцветия. Было очень увлекательно заново «знакомиться» с деревьями!

Пятый день (вспомните пятый день творения!) был посвящен изучению водных обитателей. Изучение началось с картинок и коротких рассказов о тех, кто живет в водоеме, а закончилось наблюдением за некоторыми из них. Например, дети впервые увидели жука-вертячку и смогли подержать в руках это удивительное создание, которое является жуком-хищником, имеет две пары глаз и не только плавает, но и летает. Кто-то в этот день впервые близко увидел настоящую рыбу (карасиков, карпиков, даже ротана). Дети могли потрогать рыбок и своими словами описывали ощущения. Конечно, после этого занятия всех обитателей водоема выпустили «домой» в пруд.

 

Шестой день был посвящен экологически дружественному образу жизни и привычкам. Беседа началась с темы пластика: что это такое, в чем его плюсы и минусы, где мы видим пластиковые материалы в нашей жизни, как сделать так, чтобы не загрязнять пластиком воду и почву, что такое микропластик. Урок закончился мастер-классом по расписыванию матерчатых сумок, чтобы потом  использовать их вместо пластиковых пакетов. Это оказался простой и увлекательный способ приобрести полезную экологическую привычку.

 

Седьмой день стал днем отдыха, но не совсем! Дети на собственном опыте почувствовали, что значит жить на природе. День был посвящен разным континентам и странам. В это день дети стали индейцами: были заплетены косички с украшениями, нанесена раскраска (аквагрим), дети сами построили шалаши и провели в них почти весь день.

 

Так прошла неделя, в течение которой дети не только ходили на занятия по музыке, танцам, рисованию, но и воспитывали в себе ответственное и бережное отношение к Божьему творению.

За более подробной информацией о программе занятий обращайтесь к Сергею Юшкевичу, руководителю направления «Церковь и охрана окружающей среды» Центра экологических решений +375292527145; yushkevich@ecoidea.by