adorable-1868563_640Порой можно наблюдать, как домашние животные становятся для людей ближайшими друзьями, самыми любимыми существами на земле. Как смотрит на это Церковь? К каким отношениям к животным призывает она христиан? В какие крайности не стоит впадать человеку? Уместны ли молитвы о наших братьях меньших? Можно ли давать животному святую воду? На эти и другие вопросы для tvorenie.by продолжает отвечать протоиерей Алексей Климов, клирик минского Радосте-Скорбященского прихода, эколог по образованию. (Первое интервью с о. Алексеем можно прочитать здесь).

-Отец Алексей, к каким отношениям к животным призывает нас Церковь? Как она смотрит на убийство животных для употребления в пищу?

 Господь дал нам животных в услужение, в помощники – они его охраняют, помогают ему в труде, он пользуется их дарами (молоко, шерсть), и он их ест. И надо их за это благодарить. Отдельная тема, как животные помогают человеку в медицинских исследованиях, как спасают его от опасности (собаки-сапёры). Если бы не они, мы бы не выжили. Нам это напоминание, что мы живем благодаря другим.

Некоторые люди перегибают палку, когда рассматриват заповедь “не убий” по отношению к животным. Эта заповедь касается убийства человека, а не упортебления в пищу мяса. То, что мы употребляем животных в пищу – это тоже результат современного состояния нашей биосферы. До всемирного потопа люди не имели Божьего благословения на употребления животной пищи. Лишь после потопа Бог благословил людям есть животных. Я думаю, что это временное явление. Думаю, когда придет Царствие Небесное мы не будем есть наших братьев меньших. Эта тема интересная, но в ней есть таинственные моменты.

-Зачастую животные людьми даже очеловечиваются, нормально ли это, когда питомец становится полноценным членом семьи?

51a21cdb4b1d

Варфоломей I, Вселенский Патриарх Константинопольский

Возможно, конечно и пергибы, когда животному оказывают внимания больше, чем человеку. Порой люди, которые кормят голубков, в это же время с ненавистью относятся к людям, которые этих голубков спугнули. К сожалению, любое нормальное дело может быть доведено до абсурда.

Животные называются нашими братьями меньшими. Но это не значит, что мы от них произошли. По физиологии мы близки с животными, но душой и духом человек от животного отличается принципиально. У человека есть самосознание и свободная воля.

Я думаю, что люди, которые тесно общаются с животными, например, держат домашних животных, они видят, что между человеком и животным могут быть отношения другие, животные социализируются. Открываются какие-то интересные новые или старые отношения, которые, возможно, были до грехопадения. Домашние животные в человеке в некотором смысле видят Бога. Важно, конечно, не сотворить себе кумира из этого животного. Но блажен тот, который и скотину милует.

-С другой стороны мы видим, как порой люди самовластно ведут себя по отношению к животному миру…

Греховный человек – это скопище противоречий. Человеку дана от Бога власть, но он должен понимать, что мы отвечаем за свои поступки и друг перед другом, и перед Богом. Во всех отношениях важно видеть перед собой Бога, Который не вмешивается на каждом шагу, нас в спину не толкает, а обратился к нам с проповедью, предостергея от одного и к другому побуждая, но дальше мы поступаем сами.

-Есть ли у животных душа?

Есть, так написано в Библии. У растений, например, про душу не сказано ничего. Телесно животные состоят из земли – из минеральных элементов таблицы Менделеева, при этом у них есть душа, позволяющая им чувствовать. Есть и разум. Но принципиальное отличие человека от животного в том, что в человеке есть дух Божий, который Бог вдохнул в человека, и в этом есть Божий образ. У животных Божьего образа нет, они несут на себе отпечаток Премудрости Божьей: одноклеточные организмы устроены в разы тоньше и удивительней, чем все наши компьютеры. А человек помимо прочего имеет и дух – способность осознанно общаться с Богом, осознавать себя личностью, общаться с окружающим миром и поэтому человек ответственен за свои поступки. Тигр, съевший антилопу, не согрешил – он не мог иначе поступить. А человек может поступить так или иначе.

-Можно ли молиться за животных?

Можно, но в том ключе, чтобы Господь помог нам жить с ними правильнее. Чтобы, например, саранча не уничтожила мой урожай. Думаю, можно попросить у Бога милости к болящей собаке, другое дело, что текст молитвы должен отличаться от молитвы за человека, ведь животные не имеют грехов и не нуждаются в их отпущении.

-Не кощунственно ли окроплять животных святой водой?

Нет, конечно. Благодать Божья как от солнца идет во все стороны. Животное можно окропить святой водичкой, дать ему её выпить. Ведь Бог питает животных, дает им жизнь. А ведь животное может быть и кормильцем – рабочий конь, например. Человеку естественно просить благословления у Бога на свою семью и на всё, с чем он соприкасается. Молясь об урожае, мы ведь молимся о растениях – мы можем окропить их святой водой перед тем, как бросить в поле. Мы видим, как результат нашего труда зависит не только от нас, но и от Божьих действий.

Father Ken Stavrevsky blesses a small dog

Священник православной церкви в Америке (приход св. Иоанна Крестителя в Нью Йорке) окропляет собаку saintjohnorthodox.org

-По-христиански ли животное, которое служило человеку отдавать на убой? Например, отслужившую лошадь продать заводу на переработку?

Думаю, это не правильно. Если животное было тебе другом, ты дал ему имя, оно тебя узнавало и отличало от других – как ты будешь смотреть ему в глаза, отправляя его на смерть? Порой животным совершают эвтаназию, когда оно мучается от неизлечимой болезни. Это очень болезненно, но это не то же самое, как оттолкнуть того, кого ты приручил. Мы опять-таки учимся у маленького принца – мы отвечаем за тех, кого приручили.

Пример хорошего отношения к животным, послужившим людям, можно найти в армии, когда пограничных собак отправляют на пенсию. Животное уже списано со службы, но остается на довольствии. И это очень важно. Это возможность отблагодарить животных. Тратя на это животное время и средства, человек повышает свою человечность.

А когда в деревнях закапывают только что родившихся котят?…

Закапать живое существо – это не знаю, кем надо быть. Есть технологии, с помощью которых можно это предотвратить: не хочешь котят – проведи своей кошке операцию по стерилизации. И будет кошка, а котят не будет. Это даже не бесчеловечность, а неразумность, которую можно избежать.

И в заключение, почему, на Ваш взгляд, порой люди с большей любовью относятся к домашним животным, чем друг к другу?

Когда человек живет с животным (мы говорим про высокоорганизованных животных), он видит, как оно его любит, оно буквально человека боготворит. В таком животном как бы образуются зачатки личности, оно уже не одно из ста, но по-особому относится к человеку и, возможно, по-разному относится к его членам семьи. Животное в человеке видит Бога, так оно и было устроено, просто эти отношения исказились после грехопадения. Ведь человек был сотворен царем природы и все животные и растения в меру своей вместимости видели человека своим владыкой. Поэтому, возможно, что когда мы видим такую явную любовь, в нас возникают отголоски того, какие отношения между человеком и животным были в Раю. И нас это, конечно умиляет. Есть фотографии, как человек кормит взрослого медведя и этот медведь к нему ластится. Это уникально. Если иногда такие добрые отношения встречаются,как было бы здорово нам всем зажить в такой гармонии! Есть надежда, что в Царствие Божием эта гармония восстановится. Пророк Исайя предрекал будущее блаженство животного мира: «Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи».

Анна Григорян